Престижность профессии официантов

Если бы на вопрос о профессии ваших родителей, собеседники бы услышали, что моя мама официантка, то престиж вашей семьи заметно бы упал. Проводя опрос среди школьников, журнал «Открытая школа» о том, кем вы хотите стать, когда станете взрослым, ответ официант ни разу не прозвучал. И не мог прозвучать.

В чем дело? Почему такая востребованная на рынке профессия (чуть ли не на каждом ресторане есть объявление «Требуются официанты») настолько нелюбима нашими согражданами?

Почему люди, чьи руки подают нам пищу как минимум 1 раз день, стыдятся своего занятия? И что мы принимаем мы из их рук вместе с тарелками кулинарных изысков? Чувство вины, стыда, что они до сих пор работают тем, кем работать стыдно? Как изменить отношение к этой профессии?

О сегодняшней роли официанта рассказывает «ЦЕБ» — школа ресторанного бизнеса.

В дореволюционной России работа официантов считалась вполне нормальной и даже престижной с точки зрения доходности… но для холопов, простолюдинов, для тех, кто обслуживает господ, сильных мира сего. Так и видится гладкоприлизанный официант, услужливо наклонясь перед гостем с вопросом «Что изволите-сь, барин»?

В расцвет Советского Союза официантами работали те, кто хотел содержать свои семьи более достойно, чем основная масса населения, состоящая из рабочих и служащих. Так как в культурном эгрегоре СССР было сформировано негативное отношение ко всем, кто мало-мальски умел зарабатывать деньги, то и официанты, обитавшие в немногочисленных ресторанах, умеющие зарабатывать деньги не только чаевыми, были причислены к категории хапуг, спекулянтов, и прочих аферистов.

В Казахстане до революции культура общественного питания существовала в самобытном восточном стиле, где не было официантов в принципе. А роль «создателя» и «подавателя» пищи выполняли женщины. Причем к пище, особенно совместной, относились с большим, даже мистическим уважением. Также поддерживалось и уважение к самим женщинам, как хранительницам очага, «питательницам» рода.

Таким образом, в современном Казахстане стали жить две неродные культуры в отношении официантов. Во-первых, исторически в Казахстане в принципе не было профессии официант, а во-вторых, мы переняли такое отношение к этой профессии, как нечистой, нечестной, непрестижной.

НО!

На дворе 21 век. Казахстан стремится на новые позиции в мировом рынке. В процессе глобализации торгово-культурные взаимоотношения между станами тесно переплелись. К нам с каждым годом увеличивается и поток туристов, и поток иностранных специалистов. И мы сами стали много двигаться по миру, и представлять собой культуру нашей страны.

И казахстанскому бизнесу, предоставляющему услуги сервиса, пора сформировать и внедрить в ресторан уникальный отечественный сервис. В котором будут сочетаться и европейские традиции «Хореки», и казахстанские многовековые обычаи гостеприимства.

Современный официант — это лицо не только ресторана, куда мы зашли пообедать, но и лицо всей страны. Потому что, первое место, куда мы заходим, прибыв в новый город, это место, где можно покушать. Официант в первую очередь предоставляет услуги качественного тонкого общения, и только во вторую — приносит нам пищу. Официанты — искусные психологи, они понимают, кто перед ними, и зачем на самом деле к ним заглянули в гости. Если бы нам нужно было только покушать в общественном месте, то уже давно бы поставили роботов, приносящих еду, и поверьте, это было бы намного экономичнее.

Поднять престиж профессии крайне необходимо. И усилиями одних работников ресторанного бизнеса мы не обойдемся. Начинать надо с себя. Каждый казахстанец является гостем, и наше отношение к работникам этой сферы услуг формируют образ официанта и его отношение к нам, гостям. Когда мы сможем уважать труд официанта, видеть мастерство и любовь, которые вкладываются в общение с нами, тогда завтра, придя в ресторан, мы увидим искреннюю радость от встречи и желание создать нам максимальный уют и отдых.